Балюк Юрий Дмитриевич

       Инженер-строитель, стаж инженерной деятельности 36 лет. Опыт практической работы в должностях от Производителя работ до Начальника Строительного Управления.
       С 1988 года профессионально занимаюсь проектной деятельностью - с 1993 года исключительно проблемами строительного конструирования и инженерных расчетов зданий и сооружений.
      В сфере интересов - САПР в строительстве и их математическое обоснование. В настоящее работаю над внедрением интернет-технологий в организацию проектирования, полагая, что подобная форма окажется самой эффективной в ближайшее десятилетие.

       На этой странице, наверное, можно было бы разместить перечень проектов, в реализации которых автор, в том или ином качестве, принимал участие. Но, смею думать, что вряд ли этот список смог бы автора характеризовать как профессионала и делового партнера ( да и список этот состоял бы не из одной сотни пунктов, если бы ваш покорный слуга и смог их все вспомнить). Гораздо интересней для возможных партнеров выяснить профессиональное кредо автора, так сказать, его философию бизнеса - выбранные пути в бизнесе, направления технологий, партнеров, проекты, принимаемые обязательства и ответственность по ним.

1. Инженерное образование и профессиональный портрет Главного конструктора.

       Профессиональный срок жизни Главного конструктора весьма недолог - от 45-50 лет и до " сколько Бог даст", поскольку до этого должно пройти становление его от "инженера знающего" до " инженера умеющего". Инженерное образование Главного конструктора - это не только начальное ВУЗовское образование. Инженерное образование всегда системно и включает научный и эмпирический опыт, полученный в течении всей профессиональной деятельности.
       Профессиональный портрет - это сумма знаний, умений, пониманий, необходимые Главному конструктору. Он должен быть постоянно неудовлетворен результатами своей работы - только предъявляя себе завышенные требования, можно выйти за обычные рамки в работе.
       Традиционно основным смыслом инженерной деятельности считается проектирование, создание технических систем . ВУЗовская подготовка обеспечивает будущего инженера знанием необходимых дисциплин и исходными умениями конструирования и расчетов будущих конструкций ("инженер знающий"). Первоосновой для будущего Главного конструктора должно быть фундаментальное инженерное образование, дополняемое в процессе деятельности мозаикой знаний из других областей наук. Инженерная деятельность Главного конструктора может потребовать знаний весьма разных областей. Советское высшее техническое образование было одним из лучших. Сильнейшая его сторона - широта кругозора специалистов и понимание основ науки и технических принципов. Нынешнее стремление вместо инженеров выпускать бакалавров и магистров - это путь к технологической импотенции.
      Однако, никакая школа не может дать готового инженера, руководителя или самостоятельного конструктора - она дает основные познания, основные принципы, основные навыки и умение прилагать знания к делу. Значительное место в профессиональном становлении конструктора занимает опыт практической работы непосредственно на строительной площадке, опыт реализации строительных проектов в натуре. Подобная практика обогащает будущего конструктора знанием всех тонкостей технологий, умениями организовать процесс, учит воспринимать проект в целостности. Практика создания учит инженера быстро находить слабые места любых проектов. По моему глубокому убеждению, для хорошего конструктора этот этап в профессиональном становлении необходим в той или иной степени. К сожалению обвал строительной отрасли во времена бездарной до преступности перестройки исключил возможность молодым инженерам получать хотя бы минимальный практический опыт (откуда же взяться высококлассным инженерам, если им негде расти?)
       Строительному инженеру-конструктору приходится имеет дело не с реальными конструктивными системами), а с их описаниями (мыслить абстрактно, обдумывать факты, вычислять и сопоставлять и реже иметь дело с конкретными вещами). Более того, осуществление разработанного инженером проекта выполняют другие специалисты, поэтому даже в этом случае ему не всегда удаётся "пощупать руками"". Таким образом, инженер-конструктор имеет дело не с техническими системами (конструкциями и технологическими процессами), а с их описаниями. Он преобразует эти описания от неясных требований заказчика к чётким и однозначным, например, чертежам. При этом он использует наработанные в инженерном деле процедуры инженерной деятельности в соответствии с принятым регламентом. Знание "технологии" конструкторской работы, норм и регламентов для конструктора и, тем более, для Главного конструктора является обязательным и весьма важным.
      Может сложиться мнение, что большинство времени Главный конструктор проводит, стоя у чертёжной доски. Это далеко не так. Большую часть своего времени он наводит справки, знакомится с литературой, изучает требования, обменивается мнениями, подбирает сотрудников. Поэтому умение поддерживать хорошие отношения с людьми и успешно сотрудничать с ними играет большую роль в его работе. Умение общаться с коллегами и партнерами, умение корректно и мягко отстаивать свою инженерную концепцию, умение увлечь их своими идеями, сплотить вокруг себя, в конце концов, умение управлять людьми иногда гораздо более важно для Главного конструктора, чем решение технических проблем. Этому необходимо учиться всю свою профессиональную жизнь.
       В последнее время значимость работ не только по снижению стоимости проекта, но и шире - по допроектному снижению факторов расплаты стала превалировать над значимостью собственно проектирования. Все более в квалификации инженера ценятся знания и навыки по обеспечению связей производства с рынком. И если пока ещё инженер может обойтись традиционными методами проектирования, то в недалеком будущем инженер без владения методами элиминации факторов расплаты будет беспомощен. Знание способов минимизации факторов расплаты в сочетании с изобретательством оказываются для Главного конструктора основополагающими и в настоящее время, и на будущее.

2. Роль и место Главного конструктора в архитектурном проекте.


       Исторически сложилось так, что главную роль в проектировании играли и сейчас играют архитекторы, они же получают основные прибыли. Безусловно, в прошлом архитектор был, действительно, и зодчим, и искусным конструктором, отвечавшим головой и за прочность, и за красоту возводимого здания. Однако, уже давно изначальное синтетическое единство зодчества распалось - различные знания образовали отдельные направления, среди которых лишь одно сохранило за собой имя архитектуры. В самом деле, если раньше архитектор возглавлял весь строительный процесс, то теперь он нуждается и в конструкторах, и многих узких специалистах-смежниках. Строительная отрасль закономерно обрела свою строительную науку, которая очень ответственна, и потому не должна подминаться архитектурой. Другое дело, что она должна эффективно служить ей .
       Взаимодействие архитектора с инженером-конструктором - это слабое место нынешнего проектирования. Почему-то принято считать, что хороший архитектор должен биться за свободу от диктата строительных конструкций. Между тем построение моделей сооружений - наука не из простых. Это сложнейшая задача, которая и не всякому инженеру-строителю по плечу. Архитекторам именно этих знаний не хватает. Существующая практика создания конструкторских отделов при архитектурных мастерских - порочная практика. Диктатом архитектора конструктивное содержание здания зачастую из основы архитектурной формы превращается в ее поддержку (очень иногда уродливую, неэффективную и неоправданно дорогостоящую). Роль архитектора, безусловно, велика, но на строительной площадке работы ведутся по чертежам конструктора! Кстати, стоимость работ по конструктивному и архитектурному разделам примерно одинакова, однако, стоимость ошибки конструктора несоизмеримо более высока и для инвестора, и для общества.
       Значимость конструктивной составляющей проекта инвестором в настоящее время недостаточно осознана. Проблема состоит в том, что имя и роль Главного конструктора неизвестны общественности. Работа конструкторов закрыта именами архитекторов. Поэтому в процессе проектирования работа инженера-конструктора, в отличии от работы своего партнера - архитектора, как бы теряет свое значение. Имена же архитекторов известны благодаря средствам массовой информации.
      Конструкторские и инженерные бюро должны быть в основной массе самостоятельными структурами, привлекаемые к проекту инвестором на самостоятельных договорах параллельно с архитектурными мастерскими и в самом начале проектирования. В этот период триада в лице Инвестора, Архитектора и Конструктора должна решить основополагающие задачи : из чего и как мы строим здание и фундамент, рассчитать розу ветров, определить конструктивную схему, а принятые решения должны стать ограничительными нормами, которые архитектор и должен учитывать в последующих разработках. Главный конструктор в этом случае будет тем благотворным противовесом, который позволит реализовать самые смелые архитектурные фантазии с минимальным для инвестора риском расплат. Архитектор же должен стать уполномоченным представителем Инвестора в исполнительской сфере. Его первейшее дело - прояснить и профессионально сформулировать невразумительные замыслы и пожелания заказчика. Надо серьезнее относиться к этой самой начальной стадии архитектурной деятельности, имея в виду, что здание начинается не с забора, а с предпроектного замысла. Это собственно содержание архитектурной деятельности. А вопросы прочности и прагматической выгоды можно доверить другим специалистам, тем более, они готовы взять на себя эту ответственность.

3. Компьютеризация и эффективность труда конструктора.


       В настоящее время не может быть споров и сомнений что информационные технологии являются интенсивно развивающимся направлением современной науки и техники. Сейчас системы автоматизированного проектирования широко используются строительными, архитектурными организациями и дают заметный эффект. К сожалению, не все специалисты видят возможности, заложенные в окружающих их вещах. Оценивая возможности предоставляемые новыми цифровыми технологиями, можно сделать вывод - рост производительности проектного труда и качество проектов при их применении должны были бы вырасти, по крайней мере, на два порядка. Однако, де-факто мы получили прирост этих показателей максимум на 15-20%. Причина в том, что в большинстве случаев представления о проектировании остаются прежними: зачастую автоматизируются лишь процессы, связанные со значительными объемами "ручного" труда. Компьютерное проектирование не идет дальше рабочего места проектировщика - в остальном используются традиционные методы взаимодействия между участниками проекта со всеми, характерными для этого процесса упущениями. Сегодняшние технологии и структуры организаций, ориентированные на "ручное" проектирование, должны быть обновлены. Выход - освоение и широкое внедрение компьютерных технологий архитектурно-строительного проектирования, базирующихся на интегрированных моделях , основанных на концепции "виртуального здания". Подобная модель определяется объемно-пространственным решением и должна содержать информацию для разработки других разделов проекта. Для каждого раздела проекта из объемной модели могут быть получены не только плоские проекции, но и информация о материалах, прочностных и физических свойствах, цвете, объемном весе, стоимости, производителе. В этом случае проектирование представляет собой итерационный процесс наполнения модели информацией и, одновременно, использование сведений из баз данных проекта. В настоящее время существуют различные предложения программного обеспечения по технологии BIM. Я достаточно хорошо знаком с предлагаемым ПО фирмами и Autodesk, и Grafisoft, однако, склоняюсь к СATIA Dassault System, представляющей наибольшие возможности для конструктора ( тем более появился архитектурный блок Gehry Technologies Digital Project v1 на ядре этой программы).
       Безусловно, широкое использование вычислительной техники в деятельности современного инженера требует владения новыми информационными, в значительной мере формализованными технологиями инженерного труда. Однако сущность инженерной квалификации остается прежней и опирается на знание фундаментальных физических свойств технических объектов и умение глубоко анализировать эти свойства. К настоящему времени роль таких профессиональных качеств, в связи с широким внедрением формализованных информационных технологий в строительстве, не только не уменьшилась, но еще более возросла. Чтобы строить адекватные математические модели, необходимо глубоко понимать физическую природу объектов моделирования. Чтобы принимать технически грамотные решения при работе с математическими моделями, необходимо уметь правильно воспринимать и осмысливать результаты вычислений. К сожалению, практика общения с настоящим поколением инженеров-конструкторов показывает, что крен в инженерном образовании сделан именно в сторону этих формализованных технологий. Зачастую эти специалисты совершенно беспомощны в выборе и оценки факторов воздействий, оптимизации конструктивной схемы и анализа напряженно-деформированного состояния рассчитываемых конструкций. Знание технологий САПР не делает специалиста инженером. С другой стороны, неумение Главного конструктора работать с этими технологиями резко снижает эффективность его работы как мозгового центра и эффективность работы его команды.
       Развитие новых информационных технологий и компьютеризация труда инженера-конструктора существенным образом влияет на его математическое образование. Повсеместное применение компьютеров значительно расширили объем и разнообразие математической практики инженеров. Современный инженер-конструктор должен не только знать основы математики, но и хорошо владеть всеми новейшими математическими методами исследования в области его деятельности. Безусловно, математика в современном своем состоянии настолько обширна, что, можно смело сказать, в полном объеме она инженеру непостижима и, следовательно, должен быть сделан строгий выбор того, что из математики нужно знать и зачем нужно знать инженеру данной специальности. Важнейшая особенность программных компьютерных средств состоит в их математической природе, поэтому безусловной необходимостью для успешной деятельности Главного конструктора является глубокое освоение математических понятий, связанных с САПР. И более того, математическое образование инновационного инженера должно постоянно расширяться и дополняться знаниями современных направлений математики, необходимых в его деятельности.

4. Этика инженерной профессиональной деятельности.


       Инженерная этика, как совокупность норм, регулирующих поведение инженера, начала формироваться давно. К сожалению, в эпоху строительства коммунизма инженерная интеллигенция была низведена до "прослойки общества", а инженерная этика заменена этикой "строителя коммунизма". Реформаторский период в нашем обществе был совершенно губительным для инженерного корпуса и ликвидировал его окончательно. Результаты не замедлили сказаться - мы на пороге технологического коллапса.. Сейчас, когда, как мне кажется, общественная мысль и общество в целом осознали локомотивную роль инженеров в возрождении нашего государства, вопросы формирования национальных обществ профессиональных инженеров и осознание последними этических норм своей профессиональной деятельности как никогда важны.
       Это не попытка изложить кодекс инженерной этики, а, так сказать, "мысли вслух опытного инженера".
       В своей деятельности инженер стремится к достижению пользы для заказчика. При этом он использует свои знания, умения и понимание для достижения этой цели. Однако, практика, когда проектировщики получают денежное поощрение за то, что экономят расходы на строительство, советуя применять менее надежные конструкции и материалы, очень сомнительна и неэтична. Стандарты надежности не должны уменьшаться из-за конкуренции на рынке или стремления заказчика получить максимальную прибыль.
       Вопрос времени и сроков всегда стоит для проектировщиков очень остро. Тем не менее, принцип " лучше недоработать проект, чем сорвать сроки" противоречит профессиональной этике. Инженер всегда должен помнить о высокой ответственности перед обществом за результаты своей деятельности и высокой ее стоимости для общества. С другой стороны, общество должно воспитывать в инженере осознание его профессиональной значимости и значимости места инженера в общественной иерархии, воспитывать инженерную этику, поскольку на ней зиждется профессиональная компетенция.
       Настало время инженерам выступить против коррупции. И прежде всего инженерам-строителям, поскольку именно в этой отрасли коррупция и взяточничество достигло просто катастрофических размеров. Не следует забывать, что коррупция замедляет приток капиталов в эту отрасль, а значит - это вопрос нашей профессиональной выживаемости. Бороться с коррупцией одними только законами невозможно, а, существующая в настоящем обществе, толерантность к этой проблеме делает борьбу с ней без принятия понятия некоррумпированности профессиональной деятельности невозможной. Мы должны указать менеджменту, банкирам, чиновникам на их более скромное место в обществе . Созидание - первично, все остальное должно его обслуживать, но никак не наоборот. Моральные аспекты должны иметь для молодых инженеров решающее значение при решении некоторых дилемм на практике. Инженер прежде всего должен нести ответственность за безопасность общества, а потом уже учитывать частные интересы заказчика, оценивая их моральные аспекты.
       Инженер должен работать только в пределах своей профессиональной компетенции. Браться за работу, в которой ты малокомпетентен, не только неэтично, но и крайне опасно. Как бы ни были заманчивы экономические перспективы , не стоит забывать о своей профессиональной совести и идти с ней на компромисс. Никогда не следует забывать Инженеру о той ответственности, которая легла ему на плечи с того момента , когда он избрал свою профессию. Нельзя руководствоваться временными тенденциями, необходимо последовательно и упорно работать.
       Преданность своему профессиональному клану. Профессиональные разногласия не должны становиться достоянием общественной гласности как средством конкурентной борьбы. Критика своих товарищей по цеху должна быть конструктивной и в высшей степени доброжелательной. Критиковать проект или решение только потому, что их придумал не ты - верх профессиональной неэтичности. Инженерам следует учиться стоять друг за друга.
       В последнее время я все более часто встречаю инженеров для которых публичность и стремление вращаться в "нужных кругах" стали основополагающими в их профессиональной жизни. Наверное, определенная приспособляемость к жизни в обществе нужна, но следует всегда помнить о том, что публичное одобрение достигается не "кругом вращения", а твоими профессиональными знаниями и умениями. Зачастую, "нужные круги" оказываются группой ограниченных людей, соединившихся только для решения своих мелких проблем и ничего в жизни общества не значащих и не имеющих серьезной общественной перспективы. Необходимо ценить и любить свою профессию - за ней будущее нашего общества.
Copyright © 2009 " ИП Балюк Ю.Д." / All Rights Reserved
Rambler's Top100